Самые интересные темы и идеи для обсуждения - Новогоднего настроения вам! - Форум друзей Свободной Планеты
Суббота, 23.09.2017, 03:13Главная | Регистрация | Вход | RSS

Форма входа


Служебные кнопки



МЫ В СОЦ СЕТЯХ


Поиск

Яндекс Поиск



Немного о нас

Пузомерки



Зеленая Планета

Кнопка нашего сайта

Свободная Планета




Топ пользователей

НАШИ НОМИНАНТЫ


НАШИ СПЕЦКОРЫ

san
2
ULG
5
koe
9




Погода




Эко-мониторинги






Друзья сайта



Новогоднего настроения вам! - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Модератор форума: Kutulu 
Форум » ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА » Религия и Вера » Новогоднего настроения вам! (новогодние традиции)
Новогоднего настроения вам!
vishniaДата: Четверг, 03.12.2015, 16:22 | Сообщение # 1
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа


Новый год — один из самых старейших и весёлых праздников во всём мире. При этом удивителен тот факт, что нет ни одного другого праздника, который бы отмечали по всему миру в такие разные даты и традиции которого так бы различались.

В России, как и в большинстве европейских стран, а также в США и Австралии, Новый год начинается 1 января. В 1700 году царь Пётр I издал указ, согласно которому следовало отмечать наступление Нового года. Люди украшали дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивали огненные потехи и праздничную стрельбу. Со временем стали наряжать принесённые в дом ёлки. Так зелёная ёлка и превратилась в один из символов этого праздника, став главным его украшением, наряду с Дедом Морозом и Снегурочкой. Кстати, Деды Морозы во всех странах выглядят по-разному. Да и Снегурочки не везде присутствуют.

Давайте в этой теме расскажем, кто что знает про историю этого древнейшего праздника.
Прикрепления: 7726698.jpg(34Kb)
 
vishniaДата: Четверг, 03.12.2015, 16:24 | Сообщение # 2
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа
У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла...



Что касается доброго дедушки Мороза и его западного аналога Санта Клауса, то они произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы.

Для того чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза.

Прикрепления: 2786898.jpg(29Kb)
 
ULGДата: Четверг, 03.12.2015, 17:37 | Сообщение # 3
НЕскромный философ
Группа: Друзья
Сообщений: 1559
Награды: 197
Репутация: 696
Статус: Вне доступа
Цитата vishnia40 ()
Для того чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза.


Да ладно! eek
 
ИлДата: Четверг, 03.12.2015, 20:21 | Сообщение # 4
Защитник Рубежей
Группа: Друзья
Сообщений: 618
Награды: 44
Репутация: 223
Статус: Вне доступа
Мож аще акромя пиктских охотников за головами, притянем за ухи и Сета епипетских фараонов?
Бран, сын Фебала, ваще тогда отдыхать будет не заплывая к бабам.

В славянской мифологи, все это интерпретируется, мягко говоря, несколько иначе.


Сообщение отредактировал Ил - Четверг, 03.12.2015, 20:35
 
vishniaДата: Четверг, 03.12.2015, 20:42 | Сообщение # 5
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа
Цитата Ил ()
Мож аще акромя пиктских охотников за головами, притянем за ухи и Сета епипетских фараонов?

Притягивай кого хочешь. Но Ил, давай договоримся... Ты рассказываешь, показываешь, с картинками и своими комментариями. Просто кидать ссылки на сторонние сайты не нужно. Я их буду удалять, если они не нужны. Ты же у них не на подработке я надеюсь? За рекламу нам никто пока не платит )))

Цитата Ил ()
В славянской мифологи, все это интерпретируется, мягко говоря, несколько иначе.
 Конечно. Интересно рассмотреть все обычаи и мифы с этим связанные. Для того и тему открыла. smile
 
ИлДата: Четверг, 03.12.2015, 21:10 | Сообщение # 6
Защитник Рубежей
Группа: Друзья
Сообщений: 618
Награды: 44
Репутация: 223
Статус: Вне доступа


Кишок на елках не видно, девок замороженных тоже.


Сообщение отредактировал Ил - Четверг, 03.12.2015, 21:11
 
len2128Дата: Четверг, 03.12.2015, 23:44 | Сообщение # 7
Поэт-юморист
Группа: Друзья
Сообщений: 496
Награды: 132
Репутация: 508
Статус: Вне доступа
Цитата vishnia40 ()
Новый год — один из самых старейших и весёлых праздников во всём мире.

Ой! Не смешите мои тапки!

Цитата vishnia40 ()
В 1700 году царь Пётр I издал указ, согласно которому следовало отмечать наступление Нового года. Люди украшали дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивали огненные потехи и праздничную стрельбу.
 
Шо, так и было? Сами видели, либо сказал кто?
Да на кой людям то царёво веселье не ко времени? Кабаки "украшали" ёлками-палками! Кабаки! На дом и в дом это дерево не тащили.
 
vishniaДата: Пятница, 04.12.2015, 00:05 | Сообщение # 8
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа
"Со временем" там сказано... Ты же ставишь елку в доме? Ну если не ставишь, то наверное у других видела.  smile
 
len2128Дата: Пятница, 04.12.2015, 01:52 | Сообщение # 9
Поэт-юморист
Группа: Друзья
Сообщений: 496
Награды: 132
Репутация: 508
Статус: Вне доступа
Цитата vishnia40 ()
Ты же ставишь елку в доме?

Лично я - нет. И родственники уже не особо стремятся... Так, фонарики вешают по привычке.

Ель, ёлка, сосна - дерево мёртвых, если уж говорить о старых ритуалах. А потом:

"
Первое упоминание о ёлке появилось в газете «Северная пчела» накануне 1840 года: газета сообщала о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» ёлках. Год спустя в том же издании появляется объяснение входящего в моду обычая:«Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова: Weihnachtsbaum. Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, что за
хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение...»


На протяжении первых десяти лет петербургские жители всё ещё воспринимали ёлку как специфическое немецкое обыкновение. А. В. Терещенко, автор семитомной монографии «Быт русского народа» (1848), писал:«В местах, где живут иностранцы, особенно в столице, вошла в обыкновение ёлка».

Первая рождественская ёлка в России была устроена государем Николаем I в самом в конце 1830-х годов,
после чего, по примеру царской семьи, её стали устанавливать в знатных столичных домах:
«— Что же, вы после государя первые обычай этот немецкий приняли, — сказал один старый генерал батюшке.—Да, было трогательно видеть в прошлом году во дворце, какую радость не только у детей, но и у людей старых вызывало это нововведение, —
отвечал отец».


Пришедшая из Германии ёлка с начала 1840-хгодов начинает усваиваться русскими семьями столицы. В 1842 году журнал
для детей «Звездочка», который издавался детской писательницей и переводчицей А. O. Ишимовой, сообщал своим читателям:«Теперь во многих домах русских принят обычай немецкий:накануне праздника, тихонько от детей, приготовляют ёлку; это значит: украшают это
вечнозеленое деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки грецкие вызолоченные орехи, красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда и разного рода искусно сделанные конфеты.
Всё это освещается множеством разноцветных восковых свеч, прилепленных к веткам дерева, а иногда и разноцветными фонариками.»


Забавный факт, но серьезным противником ёлки, как иноземного и, к тому же, ведического по своему происхождению обычая, стала христианская церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство ёлок в школах и гимназиях. Тем не менее, к началу XX века ёлка становится в России обычным явлением. После 1917 года несколько лет елки сохранялись: вспомним картины «Ёлка в Сокольниках», «Ёлка в Горках». Но с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в
обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем. И тогда ёлка «ушла в подполье»: её тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.
Ситуация изменилась после того, как И. В. Сталиным были произнесены слова: «Жить надо лучше, жить надо веселее». В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране».


Сообщение отредактировал len2128 - Пятница, 04.12.2015, 01:57
 
vishniaДата: Пятница, 04.12.2015, 14:14 | Сообщение # 10
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа
Цитата len2128 ()
Ель, ёлка, сосна - дерево мёртвых, если уж говорить о старых ритуалах.

Так а кто ж спорит? Потому древние кельты на нем жертвоприношения и развешивали. И конечно же не в домах, а в специально отведенных для этого местах.  Потом конечно они заменились яблочками-печеньками-конфетками (что тоже символизирует жертвоприношения), а уж потом елочными украшениями. И сейчас новогодние елочки в доме практически в каждой семье (не во всех странах конечно).

Интересные метаморфозы происходят )))
 
vishniaДата: Пятница, 04.12.2015, 15:23 | Сообщение # 11
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа
Цитата len2128 ()
Лично я - нет. И родственники уже не особо стремятся... Так, фонарики вешают по привычке.

Я вот тоже не хочу, а ребенок заставляет. Наряжаю вместо большой маленькую и ставлю ее повыше.

Дело в том, что лет семь назад у меня появился плюсом к собаке котенок, спасенный из холодного подъезда. Как раз под Новый год, подарочек такой серенький... Сначала держалась не хотела брать (знаю что такое кот в доме без выгула), но не смогла... Увидела что проходящие хозяйские собаки обкусали ему лапки до крови. И совесть моя не позволила пройти мимо...
Так у меня появилась Дашка. В последствии она мне подарила еще четверых котят, из которых я одного рыжего оставила себе - Марса, остальных раздала. Не смогла устоять перед его красотой...  И вот эта вся компания, когда была в полном сборе, собака и пять котов, устраивали в доме гонки и лезли во все щели.

Так елка моя с тех пор не стояла и десяти минут. Как кто нибудь из котов на нее с разбегу залезет - так и елка на полу, в совершенно растрепанном виде.
Жалко трудов... И стоять она уже такая не могла - стыдоба. Приходилось разбирать.



Дашка с Марсом )))
Прикрепления: 7879295.jpg(206Kb)
 
vishniaДата: Суббота, 05.12.2015, 16:46 | Сообщение # 12
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа
Как я уже говорила выше, добрый дедушка Мороз и его западный прототип Санта Клаус произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера,
повелителя ледяного холода и пурги.



В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м году в рассказе князя Владимира Одоевского «Мороз
Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко» —
вот там-то как раз и шла речь о недобром старике, очень напоминавшем
кельтского Великого северного старца, который не понравившуюся ему
ленивую девушку насмерть заморозил (в смягченном варианте писателя
ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек).



Персонаж «Морозко» народ представлял также в виде старца, который своим
посохом управлял кончиной всего живого. В зимние солнцестояния этого
дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной
девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и
оставляли замерзать в дикий мороз.

Если за день «Снегурочка» застывала — значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза тоже поначалу был предназначен для сбора подношений. А
посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их
страшными сказками. Если проанализировать сказку «Морозко» на
соответствие древним языческим обрядам, то всё- всё подтверждается. При
внимательном чтении, в этой небольшой сказке, можно узнать много
интересного - сказка наглядно показывает обряд, сродни тому, что
проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера.

А вот герои сказки: «типовой набор» многих русских сказок. Дед, дочка, мачеха и сводная сестра. Почему мачеха, а не мать. Скорее это уже
более поздняя трансформация, а вначале могла быть и мать. Дело в том,
что исходя из христианского мировоззрения, сложно объяснить, как родная
мать могла отправить свое дитё на смерть, а мачеха очень даже способна! И
вот зима. Трескучие морозы. Время Старца Севера. Дед погоревал, но
дочку повез, видать знал о подобных вещах, лишних вопросов не задавал.
Привез он девушку в лес и оставил под елкой.



Ёлка… ну не спроста она в сюжет введена. Ель — священное дерево у кельтов. Вечнозеленое.
Дерево, в котором живут духи или боги. Наша новогодняя ёлка — то самое
жертвенное дерево, у которого кельты совершали и человеческие
жертвоприношения.

Итак, жертву оставили замерзать у священного дерева. А старик спокойно отправился домой. По поводу разговоров девушки и
Морозко, это уже скорое литературные прикрасы, дабы как-то объяснить
счастливое спасение. Интересно другое. Мачеха справляет тризну по
жертвуемой девушке, с чего это вдруг, она же ее любила? Блины жарит,
непременный атрибут поминок. И уж совсем нелогично выглядит приказ
старику ехать во второй раз в лес, забирать «останки». Ну и путь себе
валяются, дикие животные растащат и следов не останется. Значит нужно,
причем обязательно.



Ответ у кельтов! Они навещали жертву, смотрели через какой-то промежуток времени, жива она или нет. Если еще
жива — то бог жертву не принял и ему могли преподнести новую девушку.
Что и мы видим в сказке Морозко, когда мачеха взамен падчерицы,
отправляет свою дочь, которую бог уже принял. Конечно, народ придал
некоторую литературность, объяснив спасение одной добротой, а гибель
другой «неуважением к старшим». Но это уж спустя века, когда, наверное, и
про обряд этот забыли, а сказка осталась.

Кстати, почему в роли подобного посланника выступает, как правило, девочка, это легко
объяснимо. Земельный надел по традиции, отмерялся по количеству мужчин в
семье, женский рот в лютую годину мог оказаться лишним, поэтому и
жертвовали в первую очередь тем, кто для семьи представлял наименьшую
ценность. Увы!
Прикрепления: 8983886.jpg(72Kb) · 2205966.jpg(53Kb) · 5532953.jpg(71Kb) · 8668851.jpg(717Kb) · 7866532.jpg(78Kb)
 
vishniaДата: Суббота, 05.12.2015, 17:13 | Сообщение # 13
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа
Дед Мороз

Долгожданный старичок с мешком подарков, добрый Дедушка Мороз, тоже имеет весьма древнее происхождение. В племени индейцев Навахо бытуют легенды о Великом старце Севера. Правда, он был олицетворением дьявола, собирающего в мешок долги и жертвоприношения с тех, кто в течение года ему задолжал.



У восточных славян Дед Мороз представлялся сильным, мудрым и благородным богатырем, трудолюбивым кузнецом, сковывающим “железом” воду, превращая ее в лед. Но такой образ сложился не сразу. Добрый Дед Мороз - это своеобразный сплав отрицательных духов.

Прообразом послужило славянское божество бурь и непогод - Позвизд. Злой, безжалостный дух, вызывавший ветер, град, снег - природные явления, приносящие очевидные неудобства людям. Также внешне похожий на нашего Дедушку старик Зимник - среднего роста, с длинными белыми волосами и бородой, в теплом белоснежном одеянии, правда, в руках вместо привычного посоха - булава.



Грозный, сердитый, лютый Зимник сильно морозил воздух, резко понижая температуру, заставлял путников зябнуть и ежиться от холода.



И наконец последний прообраз Мороза - самый сильный, мощный и неумолимый злодей Карачун (Корочун).



Он обитал под землей и повелевал всеми морозами. Холодная земля была бесплодной, безжизненной, не могла вдоволь накормить людей, приносила голод и, следовательно, сокращала жизнь.
Прикрепления: 0590737.jpg(63Kb) · 6960898.jpg(90Kb) · 0443576.jpg(208Kb) · 8918601.jpg(19Kb)
 
vishniaДата: Суббота, 05.12.2015, 18:25 | Сообщение # 14
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа
Дед Моро́з (Де́дко Моро́зко) - персонаж русских легенд, в славянской мифологии - олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду.
Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей.



18 ноября в России с 2005 года официально празднуют день рождения Деда
Мороза. Эту дату ему придумали дети, а связано это с тем, что, по
наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные морозы,
и вступает в силу настоящая зима.

История Деда Мороза

Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) - славянское божество, повелитель зимнего
холода. Мороз - сын Мары-смерти и мудрого Велеса. Древние славяне
представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою.
Его дыхание - сильная стужа. Его слёзы - сосульки. Иней - замерзшие
слова. А волосы - снежные облака. Супруга Мороза - сама Зима. Помощники -
Мароссы (Трескуны).

Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи,
лужи льдами. А если он ударит посохом об угол избы - непременно бревно
треснет. Очень не любит Морозко тех, кто дрожит и жалуется на стужу. А
бодрым и весёлым дарует крепость телесную и жаркий румянец.



С ноября по март Мороз так силён, что даже солнце перед ним робеет.

Дед Мороз первоначально был злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем
Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло
отражение в поэме Некрасова <Мороз - Красный нос>, где Мороз
убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её
малолетних ребятишек; в пьесе Островского <Снегурочка> и
поставленной на ее основе одноименной опере Римского-Корсакова Дед-Мороз
- властный и жестокий старик, воплощение зимы.

Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году , однако не приобрёл широкого
распространения. В советское время был распространён новый имидж: он
являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан
советскими кинематографистами в 1930-х годах.



В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в
газете <Правда> статью, где предложил организовать для детей
празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний
утренник.

На праздник приходит с внучкой - Снегурочкой.



Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого
Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и
Корочуна.
Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза - поначалу он собирал
жертвоприношения, воровал нерадивых детей и уносил их в мешке. Однако со
временем - как это часто бывает - всё стало с ног на голову, и
со временем Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот
образ был окончательно оформлен в СССР, в этот же период Дед Мороз
"обзавёлся" внучкой - Снегурочкой, которая стала неотъемлимым спутником
Деда Мороза на праздниках. Дед Мороз стал символом.
Прикрепления: 6615590.png(468Kb) · 9976551.jpg(217Kb) · 0289644.png(431Kb) · 6211769.jpg(193Kb)
 
vishniaДата: Воскресенье, 06.12.2015, 17:33 | Сообщение # 15
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа
ИСТОРИЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЕЛИ В РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ДЕРЕВО




Ель у ранних кельтов (да и не только у них) почиталась за дерево, наделённое магическим смыслом. Она вечнозелёное дерево, а значит, не
поддающееся никаким разрушительным силам. Наверное, именно поэтому ель
считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от
«благосклонности» леса людей была чрезвычайно важна.

Дух жил, разумеется, не в каждой ёлке, а в самой старой и
могучей. Вот перед ней-то и собирались в период зимнего солнцестояния
подобострастные древние, дабы задобрить духа, получить у него
«благословение» на следующий год.

Задабривать в старину умели только одним способом – принесением жертв.
Когда-то это были человеческие жертвоприношения, а потом стали
«отделываться» животными. Внутренности убитых жертв развешивались на
ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы
нынешних… ёлочных игрушек.

Впоследствии магические ритуалы претерпели изменения. Убийства ушли в
прошлое, а священное растение украшалось дарами – яблоками, кусочками
хлеба, колосьями и т.д. Украшение дерева приобретало и другое значение.
Божество не просто задабривали, но и «намекали» ему на те блага, которые
празднующие хотели бы получить в следующем году, когда природа оживёт
после зимнего безвременья.





На ветвях ели появились определённые символы. Верхушка дерева была «отдана» богам, заведующим судьбой человека, и
украшалась изображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы,
изображениями звёзд, птиц. Ближе к земле располагались более утилитарные
символы: фигурки людей, которые хотели избавиться от болезней или
улучшить свою жизнь, плоды, которые намекали на хороший урожай,
изображения домов, которые хотели построить себе в следующем году
празднующие, и т.д.



Постепенно лесные празднества переходили под крыши. Ель выкапывалась
вместе с корнями и переносилась в храм, где стояла живая в течение семи
дней – дух приглашался в гости. Потом так же осторожно дерево
пересаживали обратно, закопав под корнями дары или жертвы. А вот рубить
живое дерево, чтобы принести его в дом, было запрещено. Срезать веточки
позволялось, но не более того. Варварский обычай новогодней «заготовки»
ёлок сформировался значительно позже.

Магические свойства ели или сосны подтверждает даже такой дошедший до наших времён обычай, как украшение ветвями
этих растений гробов с умершими или традиция устилать еловыми лапами путь, по которому несли гроб.
 


Прикрепления: 5076253.jpg(204Kb) · 9799048.jpg(162Kb) · 3909946.jpg(92Kb) · 8431030.jpg(143Kb)
 
vishniaДата: Воскресенье, 06.12.2015, 17:42 | Сообщение # 16
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа


Ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом. У древних германцев, она и стала сначала
новогодним, а позже — рождественским символом. Среди германских народов
издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для
обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными
тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались
соответствующие обряды.

Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они
устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на
него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели как
символа неумирающей природы способствовал вечнозеленый покров,
позволявший использовать ее во время зимнего праздничного сезона, что
явилось продолжением древнего бычая украшать дома вечнозелеными
растениями.



После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с
почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее
стали “использовать” в качестве рождественского дерева, устанавливая в
домах уже не на Новый год, а в сочельник.

ПЕТРОВСКИЙ УКАЗ 1699 ГОДА

В России обычай новогодней елки ведет начало с Петровской эпохи.
Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось
вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а
день “новолетия”, до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, “по
примеру всех христианских народов” отмечать 1 января.

В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника.
В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты,
зажигать огни и украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей: “По большим
улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения
от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы
сделаны на Гостином Дворе”.

А “людям скудным” предлагалось “каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а
стоять тому украшению января в первый день”. Эта малозаметная в эпоху
бурных событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории
обычая устанавливать елку на время зимних праздников.

Однако к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное
отношение: во-первых, город украшался не только еловыми, но и другими
хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как
целые деревья, так и ветви и, наконец, в-третьих, украшения из хвои
предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах,
крышах трактиров, улицах и дорогах.

После смерти Петра его рекомендации были основательно забыты. Царские
предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые
перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным
к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались
кабаки.

Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот
обычай поддерживался в течение ХVIII и XIX веков.

В результате кабаки в народе стали называть “елками” или же “Иванами
елкиными”: “Пойдем-ка к елкину, для праздника выпьем”; “Видно, у Ивана
елкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься”.

Постепенно и весь комплекс “алкогольных” понятий приобрел “елочные”
дуплеты: “елку поднять” — пьянствовать, “идти под елку” или “елка упала,
пойдем поднимать” — идти в кабак, “быть под елкой” — находиться в
кабаке, “елкин” — состояние алкогольного опьянения и т.п.
Помимо внешнего убранства питейных заведений в XVIII веке и на
протяжении всего следующего столетия елки использовались на катальных
(или, как еще говорили, скатных) горках.

В Петербурге елками принято было также обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву.
Прикрепления: 1712667.jpg(121Kb) · 0298928.jpg(33Kb)
 
vishniaДата: Воскресенье, 06.12.2015, 17:50 | Сообщение # 17
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа
В России елка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев.
В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была
устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом
дворце.

На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже
императрица, организовала первый праздник “детской елки” в собственном
дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила
Павловича. Елка была установлена в Большой столовой дворца.



Первое упоминание о елке в газете появилось накануне 1840 года: сообщалось о
продающихся “прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами,
венками” елках. Но на протяжении первых десяти лет петербургские жители
все еще воспринимали елку как специфическое “немецкое обыкновение”.


“Сочельник и его радости в доме”. Рисунок Г. Бролинга, гравировал К. Вейерман. Конец ХIХ века. С.-Петербург.

Первая рождественская елка в России была устроена государем Николаем I в
самом конце 1830-х годов, после чего по примеру царской семьи ее стали
устанавливать в домах петербургской знати. Остальное население столицы
до поры до времени либо относилось к ней равнодушно, либо вообще не
знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу рождественское
дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга.

И вдруг в середине 1840-х годов произошел взрыв — “немецкое обыкновение”
начинает стремительно распространяться. Теперь Петербург был буквально
охвачен “елочным ажиотажем”. Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х
годов рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и
привычным предметом рождественского интерьера.


“Бал на льду в Юсуповском саду”. Рисунок А. Болдингера. Конец ХIХ века.

Увлечение “немецким нововведением” — рождественским деревом
подкреплялось модой на произведения немецких писателей и прежде всего на
Гофмана, “елочные” тексты которого “Щелкунчик” и “Повелитель блох” были
хорошо известны русскому читателю.


“Рождественская елка в С.-Петербургском клубе художников”. С наброска Н. А. Богданова гравировал Л. А. Серяков. Конец ХIХ века.

Существенную роль в распространении и популяризации елки в России
сыграла коммерция. С начала XIX века самыми известными в Петербурге
специалистами в кондитерском деле стали выходцы из Швейцарии,
относящиеся к маленькой альпийской народности — ретороманцам, знаменитым
во всей Европе мастерам кондитерского дела. Постепенно они завладели
кондитерским делом столицы и организовали с конца 1830-х годов продажу
елок с висящими на них фонариками, игрушками, пряниками, пирожными,
конфетами. Стоили такие елки очень дорого (“от 20 рублей ассигнациями до
200 рублей”), и поэтому покупать их для своих деток могли только очень
богатые “добрые маменьки”.




Торговля елками началась с конца 1840-х годов. Продавались они у
Гостиного двора, куда крестьяне привозили их из окрестных лесов. Но если
бедняки не могли позволить себе приобрести даже самую маленькую елочку,
то богатая столичная знать стала устраивать соревнования: у кого елка
больше, гуще, наряднее, богаче украшена.



В качестве елочных украшений в состоятельных домах нередко использовали настоящие драгоценности и
дорогие ткани. Концом 1840-х годов датируется и первое упоминание об
искусственной елке, что считалось особым шиком.



К середине XIX века немецкий обычай прочно вошел в жизнь российской
столицы. Само дерево, ранее известное в России лишь под немецким
названием “ Weihnachtsbaum”, стало называться сначала “рождественским
деревом” (что является калькой с немецкого), а позже получило имя
“елка”, которое закрепилось за ним уже навсегда. Елкой стал называться и
праздник, устраиваемый по поводу Рождества: “пойти на елку”, “устроить
елку”, “пригласить на елку”.

Прикрепления: 7106746.jpg(99Kb) · 7005450.jpg(111Kb) · 6785993.jpg(345Kb)
 
vishniaДата: Воскресенье, 06.12.2015, 17:56 | Сообщение # 18
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа
РУССКАЯ ЕЛКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА



Освоение в России рождественской елки поражает своей стремительностью. Уже в середине века елка становится вполне обычным явлением для жителей
многих губернских и уездных городов.

Причина быстрого вхождения петербургского новшества в жизнь
провинциального города понятна: отказавшись от старинного народного
обычая празднования Святок, горожане ощутили некий обрядовый вакуум.
Этот вакуум либо ничем не заполнялся, вызывая чувство разочарования
из-за напрасных праздничных ожиданий, либо компенсировался новыми,
сугубо городскими развлечениями, в том числе и устройством елки.



Помещичью усадьбу рождественское дерево завоевывало с большим трудом.
Здесь, как свидетельствуют мемуаристы, Святки еще в течение многих лет
продолжали праздноваться по старинке, с соблюдением народных обычаев.
И все же мало-помалу петербургская мода начинала проникать и в усадьбу.


Т


ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКИ


“В ожидании елки”. Рисунок Г. Бролинга. Конец ХIХ века.

На первых порах нахождение в доме рождественского дерева ограничивалось
одним вечером. Накануне Рождества еловое дерево тайно от детей проносили
в лучшее помещение дома, в залу или в гостиную, и устанавливали на
столе, покрытом белой скатертью.



К ветвям дерева прикрепляли свечи, на елке развешивали лакомства, украшения, под ней раскладывали подарки, которые, как и саму елку,
готовили в строгом секрете. И наконец, перед самым впуском детей в залу
на дереве зажигали свечи.

Входить в помещение, где устанавливалась елка, до специального
разрешения строжайшим образом запрещалось. Чаще всего на это время детей
уводили в какую-либо другую комнату. Поэтому они не могли видеть то,
что делалось в доме, но по разным знакам стремились угадать, что
происходит: прислушивались, подглядывали в замочную скважину или в
дверную щель. Когда же наконец все приготовления заканчивались,
подавался условный сигнал (“раздавался волшебный звонок”) либо за детьми
приходил кто-то из взрослых или слуг.

Двери в залу открывали. Этот момент раскрывания, распахивания дверей
присутствует во множестве мемуаров, рассказов и стихотворений о
празднике елки: он был для детей долгожданным и страстно желанным мигом
вступления в “елочное пространство”, их соединением с волшебным деревом.
Первой реакцией было оцепенение, почти остолбенение.



Представ перед детьми во всей своей красе, разукрашенная “на самый блистательный лад” елка неизменно вызывала изумление, восхищение,
восторг. После того как проходило первое потрясение, начинались крики,
ахи, визг, прыганье, хлопанье в ладоши. В конце праздника доведенные до
крайне восторженного состояния дети получали елку в свое полное
распоряжение: они срывали с нее сласти и игрушки, разрушали, ломали и
полностью уничтожали дерево (что породило выражения “грабить елку”,
“щипать елку”, “рушить елку”). Отсюда произошло и название самого
праздника: праздник “ощипывания елки”.



Обычай устанавливать елку на рождественские праздники неизбежно претерпевал изменения. В тех домах, где позволяли средства и было
достаточно места, уже в 1840-е годы вместо традиционно небольшой елочки
начали ставить большое дерево: особенно ценились высокие, до потолка,
елки, широкие и густые, с крепкой и свежей хвоей. Вполне естественно,
что высокие деревья нельзя было держать на столе, поэтому их стали
крепить к крестовине (к “кружкам” или “ножкам”) и устанавливать на полу в
центре залы или самой большой комнаты в доме.
Переместившись со стола на пол, из угла в середину, елка превратилась в
центр праздничного торжества, предоставив возможность детям веселиться
вокруг нее, водить хороводы. Стоящее в центре помещения дерево позволяло
осматривать его со всех сторон, выискивать на нем как новые, так и
старые, знакомые по прежним годам, игрушки. Можно было играть под елкой,
прятаться за ней или под ней. Не исключено, что этот елочный хоровод
был заимствован из ритуала Троицына дня, участники которого, взявшись за
руки, ходили вокруг березки с пением обрядовых песен. Пели старинную
немецкую песенку “О Tannenbaum, о Tannenbaum! Wie griim sind deine
Blatter (“О рождественская елка, о рождественская елка! Как зелена твоя
крона”), которая долгое время была главной песней на елках в русских
семьях.



На таких праздниках, получивших название детских елок, помимо младшего поколения всегда присутствовали и взрослые: родители или сопровождавшие
детей старшие. Приглашали также детей гувернанток, учителей, прислуги.
Со временем начали устраиваться праздники елки и для взрослых, на которые родители уезжали одни, без детей.

Широчайшее распространение в это время получает устройство благотворительных « ёлок для бедных» в народных домах, детских приютах.
Организовывали их как разного рода общества, так и отдельные
благотворители.
Превратившись в главный компонент зимних праздников, ёлка, таким
образом, вошла в праздничную жизнь как одна из необходимых её
составляющих. Ёлка стала восприниматься как один из необходимых
элементов нормального детства.
Прикрепления: 7866299.jpg(31Kb) · 0196270.jpg(273Kb) · 5216683.jpg(122Kb) · 8697678.jpg(237Kb)
 
vishniaДата: Воскресенье, 06.12.2015, 18:03 | Сообщение # 19
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа
ИСТОРИЯ ЁЛКИ ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА 

Бытует мнение, что советская власть запретила ёлку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так. После захвата власти
большевики на ёлку не посягали.
В первые годы после революции никаких специальных мер, направленных на
запрет ёлки, действительно не предпринималось, а если она и стала в это
время чрезвычайной редкостью, то причиной тому были внешние
обстоятельства, которые всё «сбили и спутали».


Однако, несмотря на материальные и бытовые трудности, в семьях,
сопротивлявшихся хаосу внешней жизни, ёлку всё же старались
устанавливать и относились к ней с ещё большей бережностью, даже
трепетностью, нежели в мирное время, поскольку она являлась единственной
зыбкой связью с прошлой, устойчивой жизнью.

В первые годы после Гражданской войны в городах, как и прежде, всё ещё
продавалось много ёлок, но население бедствовало, и мало кто мог
позволить себе купить даже самое маленькое деревце. Мужики из
пригородных деревень, привозившие в город ёлки, теряли пред
рождественский заработок.



Но понемногу быт налаживался и ёлка, казалось, вновь завоёвывала свои права. Однако всё обстояло не так просто.

 
vishniaДата: Воскресенье, 06.12.2015, 18:06 | Сообщение # 20
Дух Земли
Группа: Администраторы
Сообщений: 1060
Награды: 26
Репутация: 52
Статус: Вне доступа
СОВЕТСКАЯ ЁЛКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА 



В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в
новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя
ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране».
Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и
промышленных предприятий становится обязательным. Теперь еловое дерево —
необходимая принадлежность не только советского праздника Нового года,
но и советской жизни вообще.

Организовывала праздник «ёлочная комиссия», в которую обычно входили профсоюзные активисты: они разрабатывали
программу, доставляли ёлку, обеспечивали Дедом Морозом, готовили
подарки. Самым трудным был выбор подарков и принятие решения, «какой
подарок сделать кому из ребят так, чтобы не выйти из лимита и в то же
время все были довольны». Для каждого ребенка готовился особый подарок,
что впоследствии вышло из практики советских ёлок, на которых
предполагалось равенство всех детей.



В праздничные дни образ ёлки буквально не сходил со страниц газет и журналов. «Думающий о нас» Сталин, встречающий Новый год в Кремле, как
бы незримо присутствовал на каждом новогоднем празднике.
Как до конца 1935 года осуждались и даже преследовались люди,
устраивающие ёлки, так теперь в прессе высмеиваются «бюрократы»,
мешающие «людям веселиться».

Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево
превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из
трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников.
Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке « рождественского дерева»
теперь заменила пятиконечная — такая же, как на кремлёвских башнях.



Ёлка времён Великой Отечественной войны, почти все игрушки на ветках на тему войны, сделаны они из проволоки, ваты, картона и папье-маше.







Прошло ещё несколько лет, и 1 января 1947 года снова стало «красным днём
календаря», то есть нерабочим, а ёлка в Доме союзов приобрела
официальный статус «главная ёлка страны».







После «оттепели» с появлением Кремлёвского дворца съездов главный детский праздник страны переместился туда. Но к началу 70-х годов многие
москвичи, да и жители других городов вовсе не рвались на «главные
ёлки».



И до сих пор самые желанные для нас не общественные, а домашние ёлки, на которые собираются своей семьёй. На этих домашних праздниках люди
забывают о той официальной роли, которую играла ёлка, и празднуют её как
семейное торжество, по установившимся в семье традициям.

Прикрепления: 9213116.jpg(378Kb)
 
Форум » ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА » Религия и Вера » Новогоднего настроения вам! (новогодние традиции)
Страница 1 из 212»
Поиск:
Были сегодня на Форуме:



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Свободная Планета(с)2013г